Жизнь по-луговски,или почему в деревне жить нелегко?

О судьбах простых деревенских людей

Крылатое выражение: «У нас как в Китае, дома были друг возле друга» прозвучало во время нашего разговора с жителями деревни Луговой, в которой за 11 лет работы в «Сельской правде» я побывала второй раз.

Сегодняшнюю деревню с  двумя улочками Южной и Клубной, с брошенными и полуразрушенными домами, без коммуникаций и объектов социальной сферы, сложно представить другой, где когда-то жизнь «била ключом».

Сразу образно вырисовываются прогуливающиеся по деревенским улочкам вечерами утомленные летней жарой влюбленные парочки, представляются звучащие под гармонь веселые песни и спешащие в клуб деревенские мальчишки и девчонки желающие посмотреть очередной фильм о морских приключениях и поисках капитана Гранта.

 А по утрам, когда над горизонтом появляется тонкая ярко-красная нить зари, просыпались местные жители под задорные  крики петухов и мычание коров, идущих на пастбище.

А жизнь бежит, будто скорый поезд мчится

Блудить по деревенским улочкам особо не пришлось. Завернув в первый поворот, редакционный автомобиль остановился у  дома Валентины Александровной Першуковой по улице Южной, где на лавочке  поджидала она и  еще две замечательных женщины.  Судьба каждой из них  неразрывно связана  с деревней  Луговой.

Самой старшей из них оказалась  Антонина Павловна Першукова. Как говорит она про себя, «военная баба, родилась именно в тот период, когда война вовсю громыхала ».

Отца своего Антонина Павловна не помнит, уходил на фронт, когда ее еще и на свете белом  не было, а вот вернуться домой не пришлось, погиб на поле боя. Так что воспитывал Тонечку вместе с матерью отчим. Научили ее всем премудростям жизни и выпустили, как птенца, во взрослую жизнь. Закаленным она оказалась человеком, житейских трудностей не боялась да и работать любила.

В  Луговую Антонина Павловна приехала из родной деревеньки Кочегаровой следом  за мужем в 1963 году, так с тех пор здесь и живет.

– Муж Иван был из здешних краев, работал всю жизнь трактористом, – вспоминает Антонина Павловна. – Колхоз здесь раньше добротный был, хозяйство большое, мы же никакой работы не боялись, трудились не покладая рук.

– Это точно, я с 14 лет уже коров доила, – присоединяется к разговору Валентина Александровна Першукова. – За свою жизнь работала и дояркой, и свинаркой, и телятницей. Была заведующей столовой, последние годы работала в магазине Долговского сельпо. Сегодня у нас в деревне даже и этого магазинчика не осталось. Хлеб к нам привозят  раз в неделю, да и то не свежий, вот и живем, как говорится, век свой доживаем.

Родилась и выросла Валентина Александровна в многодетной семье. Из семерых детей она и еще две сестры остались на малой Родине. Уж больно любят они свою родную деревеньку.

Любят за красоту здешних лугов, за искреннюю доброту и отзывчивость   односельчан, за тревожащую душу соловьиную трель, за аромат полевых цветов, из которых порой плели  себе веночки.

Да и зимы деревенские всегда были другими, особенно в детстве: морозными, снежными, задорными.  Помнится, как иной раз вывалишь на улицу гурьбой, накатаешься с горок, наиграешься в снежки и от усталости со звонким смехом рухнешь в сугроб, напоминающий снежную перину.  Подружки поднимают тебя, а ты тянешь их за рукав, и они падают  рядом с тобой в сугроб, весело смеются, побрасывая вверх снежные «перья».

Домой возвращаешься уже, когда совсем стемнело, скидываешь с себя всю мокрую одежду, заскакиваешь на полати и улыбаешься, чувствуя, как внутри тебя  неимоверно бушует то самое чувство детского  СЧАСТЬЯ!

Эх, хорошее было время! Жаль, что промчалось оно будто скорый поезд, оставляя лишь теплые воспоминания о прошлом.

 – А помнишь, Валя, как в Соколовскую школу приходилось добираться? – спрашивает наша третья собеседница, тоже коренная жительница Луговой Валентина Федоровна Иванова. 

– Конечно, помню! – отвечает Валентина Александровна. – Пешком до самого Соколово бегали. Выходили рано, чтобы к урокам поспеть. Иной раз повезет, так на тракторе доедешь, когда попутно с кем на лошадях, заберешься в телегу, прижмешь сумку с учебниками к груди и сидишь, глазами по сторонам хлопаешь.

 – Это точно, а после учебы вернешься, тебя дома ждет работа. Я вот с 12 лет уже нянькой работала в яслях, чуть постарше на ферму перешла, –продолжает вспоминать Валентина Федоровна, с виду женщина крепкая с натруженными мозолистыми руками, помнящими утренние и вечерние дойки. Не одну корову в хозяйстве подоила она, ласково называя их Буренками. Печальный взгляд бросила Валентина Федоровна на свой с годами обветшавший отчий дом, расположившийся напротив дома Валентины Александровны, тяжело вздохнула, переводя разговор на другую тему.

Сегодня деревня переживает не лучшие годы. Из-за отсутствия многих объектов социальной сферы  сложно приходится населению, особенно страдает старшее поколение. Но, несмотря на все жизненные трудности, луговчане не унывают и на все смотрят с оптимизмом.

Поговорив еще немного о жизни, я, попрощавшись с Антониной Павловной и Валентиной Федоровной, прошлась  вместе с  Валентиной Александровной  по деревенским  улочкам.  С радостью посмотрела  небольшой сад, который моя провожатая разбила на месте  заброшенного участка недалеко от своего дома.

Сегодня здесь растут смородина, яблоньки, вишня. Из них можно наварить вкусного варенья или компота. Запасов на целую зиму хватит, будет чем детей и внуков порадовать.

Проехались  на редакционном автомобиле и до клуба, который когда-то был местом проведения досуга молодежи. Сегодня здесь отмечают деревенские праздники. Заглянули в гости к долгожительнице Луговой Нине Федоровне Першуковой, которой недавно исполнилось 85 лет.

Ее года – ее богатство

Нина Федоровна приняла гостей с радостью. Удивительно, но в своем столь значительном возрасте она ухаживает за огородом самостоятельно. Растут у нее на участке лук, огурцы, картофель, большое предпочтение отдает кабачкам разных сортов.  Украшают участок и цветочные клумбы.

Хоть Нина Федоровна родилась и выросла в Варлаковой, деревня Луговая стала для нее родной. Прикипела он к ней всей душой. Здесь выросли ее дети, здесь она продолжила и свою трудовую деятельность в колхозе.

Несмотря на то, что судьба у Нины Федоровны была не из легких, сумела она сохранить невероятное чувство оптимизма и боевой задор.

– Я же дочь фронтовика, – говорит Нина Федоровна. – Не понаслышке знаю, что такое война и как тяжело жилось в военное время. Хлеб пекли из кобылятника. Однажды даже в дом к нам с проверкой явились два милиционера, мама на работе, а я восьмилетняя саплюха с маленьким  братом на руках их  и встретила. Стали они все выспрашивать, что едим, а я и отвечаю – Хлеб. – Какой такой хлеб? Где взяли? – Да вон на печке лежит, –отвечаю им. Но они и взяли одну лепешку, разломили, смотрят на меня и говорят: «Так хлеб-то без муки…», а я подбегаю к ним, выхватываю лепешку и кричу: «Это наш хлеб, не трогайте его!» Запомнился мне этот случай на всю жизнь. Вот, как тяжело жили.

Сложно приходилось жить и после войны. Носить хоть и было нечего, но голодом не сидели.  Нина Федоровна – человек трудолюбивый. В свое время, пока позволяло здоровье,   держала  она хозяйство: гусей, кур-несушек, корову да не одну, коз, свиней.

Сегодня хорошими помощниками являются дети. Не отказывают в помощи и внуки, они в доме бабушки частые гости.

Без хозяйства не прожить

Простившись с Ниной Федоровной, мы заглянули в гости к супругам Надежде и Анатолию Першуковым. Их дом, утопающий в цветах приметен сразу. Радуют глаз хризантены, гортензий, флоксы. Здесь же у дома поспевает вишня.

Приветливо встречает гостей хозяйка дома. Проведя не большую экскурсию по своему саду, Надежда Николаевна рассказала немного о себе. Родилась и выросла она в  деревне Кочегаровой  Юргамышского района, буквально один километр от Луговой, и если выйти в огород супругов Першуковых, то невооруженным взглядом можно увидеть крыши родной деревеньки Надежды Николаевны.

По молодости ее будущий супруг Анатолий с друзьями частенько напрямик бегали в их клуб на танцы, кстати, именно там они и познакомились.  А дальше все, как в хорошей книге о любви,  пока Анатолий служил в армии, Надежда училась на повара в Мишкинском профессиональном техникуме. В тот период их связывали письма, которые каждый из них ждал с нетерпением. Свадьбу Надежда и Анатолий сыграли в 1983, на Родину молодую жену Анатолий перевез лишь в 90-е.  Так и обжились, благоустраивая дом и занимаясь хозяйством, без которого на деревне сложно прожить.  Так же, как не прожить без тепла и заботы близких. В этом плане супругам Надежде и Анатолию повезло, хорошую поддержку оказывают им сыновья Дмитрий и Алексей.

В народе говорят: «Человек будто птица, сколько не пытается улететь на чужбину, всеравно в родные места возвращается». Вот и получается, пока в Луговой живут  открытые, трудолюбивые добрые люди, называющие себя луговчанами, деревня не умрет, а напротив, продолжит свою пусть и сложную, но жизнь. 

 

 

 

Источник: 
Наталья Мацюк

Комментарии

Все новости рубрики Зауральская глубинка