Такие, казалось бы, незначительные на первый взгляд жизненные моменты были так важны для наших земляков во время прохождения службы на территории Афганистана. В очередной раз в преддверии Дня вывода советских войск из Афганистана мы встретились с ветеранами афганской войны и вспомнили за чашечкой чая их боевой путь.
«Служил в Джелалабаде…»
Вспоминает один из гостей редакции Виктор Рогозин из Каргаполья, который был призван на службу весной 1985 года. Попал Виктор в 66 отдельную боевую стрелковую бригаду.
На тот момент ему было 19. Молодой, не хлебнувший еще всех радостей жизни парнишка вместе с такими же «зелеными» призывниками постигал азы военного дела в течение трех месяцев в учебной части города Термез.
– Доставили нас в военную часть ночью, – вспоминает Виктор Ильич. – И тут такой песчаный ветер поднялся, видимости ноль.Куда идти, в каком направлении? Слышу, кричат: «Сыродел! Где сыродел?». А я отвечаю: «Здесь».
– Откуда такой позывной? – интересуюсь я, внимательно слушая рассказ собеседника.
– От моей профессии, – смеется Виктор Ильич. – Я же после школы поступил в Чашинское ГПТУ-10 на мастера-сыродела.
После учебки в составе бригады молодой боец был направлен непосредственно к месту боевых действий вблизи Джелалабада. Позднее батальон был переведен в Асад-Абад.
Перед глазами до сих пор стоит картина непривычной поначалу для русского человека местности с песчаными степями и верблюдами, сменяющаяся зелеными садами, непокорной рекой Кунар и палатками, в которых размещались военнослужащие. Все это порой погружалось в тяжелое серое облако, поднимающееся над землей в результате внезапного взрыва.
Страшно ли было? Страшно. Особенно, когда впервые попадаешь под обстрел и начинаешь верить в Бога, просить его, чтобы не забирал твою жизнь и не давал возможности погибнуть от пуль противника.
Не время еще умирать. Ведь дома ждет мама, которой Виктор сообщил не сразу, куда попал и где находится. В своих письмах он старался рассказывать о хорошем, Хотя сложно было обмануть материнское сердце, которое всегда переживало за родную кровиночку, чувствовало любую недосказанность, болело за судьбу своего сына.
Демобилизовался Виктор Ильич только спустя два года, вернувшись домой живым и невредимым.
Доводилось ли спасать жизни своих товарищей?
Этот вопрос я задала другому нашему гостю Владиславу Оробею из деревни Деулиной, который получил повестку через две недели после празднования своего дня рождения. На тот момент он трудился токарем на Курганском машиностроительном заводе.
Так же, как и Виктор Ильич, поначалу был направлен в учебную часть, только расположенную в Ашхабаде, затем самолетом их бригада была доставлена в Пули-Хумри в автомобильную бригаду материального обеспечения.
Как признается Владислав Иванович, в автоколонне ему довелось объездить практически весь Афганистан. Попадали и под обстрел, однажды даже довелось стаскивать с машины раненого зенитчика, повезло, успел доставить его в санчасть. Боец выжил. Так что в разных ситуациях оказывались. С разными людьми встречались.
Иной раз, проезжая через кишлаки, знакомились с местными, чей образ больше напоминал средневековье. Это были люди, чья культура и самобытность отставали от современности.
В диковинку было видеть женщин, спрятанных с головы до пят в паранджу, или пахаря, который по-прежнему вспахивал землю на быке с помощью деревянной мотыги. Все это оставляло большое впечатление.
На границе трех государств.
Третий наш герой Сергей Вторушин служил в погранотряде, как раз на стыке трех государств – Китая, Афганистана и СССР.
– На территорию Афганистана попал после учебной части в 1983 году, – вспоминает Сергей Викторович. – Был командиром первой мангруппы, которая заходила на территорию для обеспечения порядка. Наша мангруппа сопровождала колонны, перекрывала ущелье, помогала выжить местным, которые в горах в основном жили только за счет скота.
Служил Сергей Викторович в Афганистане недолго. Мобилизован был после шести месяцев службы. Вернулся в родную деревню Черепанову, где прошли его детские и юношеские годы. Здесь создал семью и продолжает жить по сегодняшний день.
В бой всегда шли с гильзой
Признаются наши собеседники. На ней, подобно жетонам, которые применялись в годы Великой Отечественной войны, были обозначены инициалы и адрес места жительства бойца.
А еще наши гости отмечают, что все время хотелось холодной воды, поскольку из-за жары она быстро нагревалась.
– Да и берегли ее, как зеницу ока, – вспоминает Владислав Оробей – на случай, если кто-нибудь украсть надумает.
Послесловие
Конечно, афганская война далеко позади, но ежегодно, встречаясь с ветеранами этой войны, мы все больше понимаем, что каждая война оставляет определенный отпечаток в жизни человека.
А потому не стоит забывать о героях того времени, которые всегда были и останутся примером мужества и патриотизма. Отдельное спасибо за организацию встречи с ветеранами Геннадию Мацкевичу.
Гости редакции (слева направо): В.И. Рогозин, В.И. Оробей, Г.В. Мацкевич, С.В. Вторушин.
Наталья МАЦЮК.Фото автора.
Комментарии