Сергей Силин из села Долговского – профессиональный киномеханик, он из той эпохи, когда еще в кинотеатре стояли большие очереди, чтобы купить билетик на фильм, а прокат кино осуществлялся посредством киноаппаратов на километровой ленте. О том далеком времени мой собеседник вспоминает с ностальгией.
Для многих людей поход в кино был настоящим праздником, а киномеханик – почти волшебником. Сейчас фильмы на кинопленке –уже история, а кинотеатры давно перешли на цифровой формат. Для их воспроизведения устанавливают специальные DCP-проекторы, а в качестве носителей используют жесткие диски.
С Сергеем Александровичем мы встретились в Каргапольском кинотеатре, в аппаратной комнате, где установлено оборудование и маленькое окошечко, откуда идет показ фильмов. Киномехаником, как рассказывает Сергей Александрович, стал случайно, помогли сложившиеся обстоятельства.
– Мои корни в селе Житниковском, там и учился до 8 класса, среднее образование и удостоверение тракториста-машиниста получил в Чашинской школе, – вспоминает Сергей Александрович. – Трудовая биография началась в местном колхозе. Проработал трактористом два месяца, председатель направил меня в Просветское СПТУ-21 учиться на электрика, так как предприятие нуждалось в таких кадрах. Однако, когда приехал поступать, оказалось, что группа уже набрана, а на специальность «Киномеханик» недобор. Мне тогда предложили подать документы на это направление, чтобы не терять год.
После окончания училища в 1984 году по распределению направили в село Соколово, там, в деревянном клубе, стояла еще старая киноаппаратура КН-17 и КН-20, на ней и начинал работать киномехаником. Обслуживание киноаппаратов требовало сноровки и быстроты реакции. Прежде всего – заправлять пленку в проекторы. Ленты для транспортировки резались на 300-метровые куски, так что на стандартную бобину помещалось 10-20 минут фильма.
Когда во время кинопоказа одна катушка заканчивалась, требовалось быстро запустить на втором проекторе следующую пленку, подогнав конец одной бобины к началу другой стык в стык. Рабочий день мог начаться в 9 часов утра, а закончиться в полночь. Кроме того, в работе с аппаратом всегда существовал риск травмировать руки о его движущиеся части или обжечься.
Опасно было работать с кинопленкой из нитроцеллюлозы, она могла вспыхнуть. В целях пожарной безопасности в кинобудке всегда стоял огнетушитель, ведро с песком.
В 1992 году в селе появилось новое здание клуба с мягкими сиденьями, с новым большим экраном и киноаппаратурой КПК-23, которая меньше рвала кинопленку. Фильмы показывали в два сеанса: днем для детей, вечером для взрослых. Если за целый день никто не вспомнил о киномеханике, это значит, что все показы прошли без проблем и накладок.
На сеансы всегда в селе ходило много народа, если интересный фильм, бывало, не хватало мест в зале. Люди приносили свои стулья, скамейки и садились в проход. В 80-е годы зрители любили смотреть индийские фильмы, французские комедии про жандармов с участием Пьера Ришара, советские фильмы. В 90-е на экраны вышло много российских фильмов- мелодрам. Часто в целях обучения работников полей и ферм меня приглашали на сельхозпредприятия, показывал для колхозников научно-познавательные фильмы.
Здесь, в Соколово, встретил свою судьбу, женился. Ольга Анатольевна, моя супруга, работала в школе учителем математики. Вместе с ней вырастили двух сыновей. Со временем, когда в селе закрыли школу и детский сад, моя семья переехала в село Долговское, там до сих пор я и работаю киномехаником.
Помню и то время, когда вошли в нашу советскую жизнь видеофильмы, которые прокручивали на видеомагнитофонах, в основном это были зарубежные и пиратские кинокартины. Был тогда у меня такой случай, пришла женщина на киносеанс, заглянула, увидела телевизор и говорит: «Зачем мне деньги платить, я могу и дома это посмотреть». Она ушла, потом вернулась, заглядывает в зал, спрашивает: «А по какой это программе показывают?» Пришлось объяснять, что и как. Женщина поняла, осталась, от увиденного долго не могла прийти в себя, уж слишком для нее оказался откровенным фильм, такого раньше на советских экранах не показывали.
Со временем и эти видеозалы закрылись, у людей появились свои видеомагнитофоны и видеоплейеры.
В начале двухтысячных люди меньше стали ходить в кинотеатр, и фильмов хороших интересных стало мало, население переключилось на домашний интернет. Особенно тяжело было в период пандемии коронавирусной инфекции, тогда совсем сидели без работы. Сейчас население приходит в кино. Немного, но стало проще, на новой аппаратуре можно показать любой понравившийся фильм. В аппаратной уже нет полок с кинолентами, а установлено оборудование с цифровыми проекторами и фильмами на жестких дисках. Для защиты от пиратов используются специальные ключи шифрования на флешках. Сейчас и киномеханик уже, по сути, не киномеханик, а больше техник. Прошли те времена, когда нам присылали по 5-6 коробок, каждая по 20 кг. Их нужно было таскать, а потом еще склеивать пленку. С DCP-проектором работается, конечно, легче.
В селе Долговском больше показываем в ДК мультфильмы для детей летом, когда дети отдыхают на площадке, в другое время приходят на киносеансы дошкольники. Взрослые тоже приходят, просят показать им любимые фильмы.
Сам люблю смотреть военные фильмы, особенно нравятся «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Офицеры». Фильмы, которые сейчас демонстрируются в прокате на широком экране, меня не захватывают, не цепляют они меня.
В канун празднования Дня российского кино поздравляю всех с этим событием и желаю всем смотреть побольше хороших фильмов, а 26 августа прийти в кинотеатр на всероссийскую акцию «Ночь кино».
Ольга ЯХИНА.
Фото автора.
Комментарии