- Де-е-ед, а расскажи еще раз про свои морские путешествия, - пытливо смотрел на Сергея Григорьевича шестилетний Жорик, вертя в руках карту его похода по просторам Индийского океана. За три года службы Сергей Григорьевич Дубровин из села Чаши не раз побывал в Индии, Ираке, республике Сомали, где размещалась их военная база, и приходилось стоять по несколько дней, неся вахту под палящими лучами солнца.
Пока сыновья Михаил и Алексей, а затем внуки, а их у Сергея Григорьевича 5, были маленькими, они, усевшись вокруг него, с нескрываемым интересом слушали о его выходе в открытое море на крейсере «Адмирал Сенявин» и о том, как, пройдя эквато, их команда матросов дружно и весело праздновала день Нептуна.
Свидетельством тому является удостоверение о том, что моряк Дубровин пересек экватор на 70градусов восточной долготы, принял соленую купель и навек зачислен в морские души.
Сегодня Жоре уже семнадцать, впрочем, как и другим внукам-ровесникам, а он по-прежнему с воодушевлением слушает воспоминания деда, с интересом рассматривая черно-белые фотографии с улыбающимися на них моряками.
Точно с таким же любопытством рассматривала фотографии и я, когда приехала в гости к Сергею Григорьевичу.
За чашечкой чая
Первые, что бросилось мне в глаза, когда я очутилась внутри ограды семьи Дубровиных, конечно же, большой ухоженный яблоневый и вишневый сад, который дополняли красивые цветы и живая изгородь, сплетенная собственноручно Сергеем Григорьевичем.
Впрочем, как выяснилось это не единственное увлечения хозяина дома. Самым, пожалуй, главным и семейным делом, которое передалось еще от деда Федора Степановича, было пчеловодство.
Именно своим медом и угостил меня Сергей Григорьевич. Не обошлось и без вкусного пирога с вишневой начинкой, который к моему приезду испекла его супруга Зинаида Александровна. Вместе с ней они прожили душа в душу 48 лет. В августе этого года супруги отметят кедровую свадьбу, а на следующий год - золотую. Так за чашечкой ароматного чая и состоялся наш с ними душевный разговор.
Остров Русский
В армию Сергей Григорьевич уходил из родного села Пьянкова Белозерского района. Именно здесь прошли его детские и юношеские годы. Здесь он работал несколько лет в колхозе уже после армии. Здесь начиналась их супружеская жизнь с Зинаидой Александровной, чьи письма он с нетерпением ждал пока служил и кому сам писал, открывая свое сердце и делясь своими впечатлениями от морских походов.
Свою повестку в армию Сергей Григорьевич получил в сентябре 1970 года. Явившись в военкомат, новобранец Дубровин даже и не предполагал, что судьба забросит его в ряды ВМФ, а именно во Владивосток на остров Русских, где в 1955 году в бухте Холуай была создана «База отдыха Иртек», предназначенная для военнослужащих Тихоокеанского флота.
Именно на острове Русский в течение нескольких месяцев перед тем, как выйти в море Сергей Григорьевич познавал азы военного дела. Вместе со всеми ходил на шлюпках, учился вязать морские узлы, изучал и практиковал в дальнейшем «Азбуку Морз».
Все это конечно со временем забылось, хотя технику плетения морского узла если попробовать для примера, то можно вспомнить и выполнить, а вот получать и выбивать сигналы по Морзе радиотелеграфист, старший матрос крейсера «Адмирал Сенявин» сегодня вряд ли сможет. Хотя на курсе в учебной части был одним из лучших. Эх, годы! Пролетели словно скорая электричка, оставляя далеко позади в его жизни приятные моменты.
«Жили как все!»
«Держали хозяйство, трудились, растили и воспитывали детей» - признается Зинаида Григорьевна, чья судьба тесно переплелась с судьбой Сергея Григорьевича в августе 1974 года.
– Правда впервые встретились еще в школьные годы, – признается Зинаида Александровна. – Учились с Сергеем в параллельных классах Чашинской школы, познакомились, правда, вот дружбы особой не зародилось. Это уже спустя время, как поется в песне: «Вышло так оно само, написал он мне письмо…» Тут- то все и закрутилось!
Армейские письма, которые за годы службы Сергея Григорьевича Зинаида Александровна хранила какое-то время, к сожалению, не сберегла, а вот открытки из других стран, где пришлось побывать моряку дальнего плавания старшему матросу Сергею Дубровину, да. Также как любовь, что тонкой нитью, сплела воедино сердца двух людей и по-прежнему греет, делая их счастливыми.
Наталья Мацюк.
Комментарии