Древняя земля на Миассе

Курганский институт развития образования и социальных технологий в 2015 году проводил конкурс презен

Там, где тополя...
В народе говорят: "Встретимся у тополей», «Проводим до тополей". И хотя в селе много мест, где растут тополя, так говорят только про это место. В давние времена здесь стоял крест и на тополях висел обруч, а на нём три иконы - Спасителя, Божьей Матери и Святителя Николая. И все, кто приезжал или уезжал из села, подходили к кресту и молились.
Из воспоминаний сестры Героя Советского Союза Пермякова Вениамина Михайловича Селивановой Марии Михайловны: "Как сейчас помню этот день 1942 года:  провожали брата в армию. Дошли до тополей, здесь попрощались. Солдат посадили в повозку и повезли на станцию". 
Сегодня эта традиция сохранилась. Когда провожают ребят в армию, родственники, друзья идут по селу, доходят до тополей. Здесь будущий солдат прощается с односельчанами. Призывник забирается на тополь и привязывает платочек в знак того, чтобы вернуться в родные края. И это намоленное место хранит усть-миасских ребят, все они живыми и здоровыми возвращаются на родную землю.
А мы едем дальше, мимо Богоявленского храма, на улицу Восточную. Останавливаемся на горке, у старицы Воронухи. На месте основания Усть-Миасской слободы установлен памятный знак, стилизованный под острог. Встречают гостей хозяева острога  Ганзюк Анжела и Косачев Ваня, ведут свой рассказ.

Путешествие в прошлое
Миасский острог - первое поселение русских в нижнем примиассье. В 1650 году недалеко от устья Миасса, на берегу озера, исетский казак Тобольского разъезда Давид Андреев поставил острог. Вначале это был безымянный острожек - форпост, где с весны до зимы несли караульную службу беломестные казаки, "доколе снеги большие не укинут". 
К постройке слободы как постоянного поселения приступили в 1670 году. Именно он вошёл в официальный географический справочник 18 века "Географический лексикон государства Российского". Руководителем строительства слободы был Возмилов Степан Васильевич, прибывший в наши края из города Вятки, как указано в переписи Л.Поскочина. Первоначально слобода называлась Миасской. В 1670 году это поселение было единственным на Миассе и находилось выше устья в нескольких километрах. Частица «Усть» в названии появилась позднее для отличия от Верхне-Миасской (Чумляцкой) и Средне-Миасской (Окунёвской).
Место под строительство слободы было выбрано очень удачно. Главное - достаточная высота, чтобы поселение не страдало во время наводнения. И при этом с двух сторон окружено водой. С одной - озеро Караульное, с другой - река Миасс.  Название озера сохранилось с 17 века, когда около него располагались сторожевые посты первых переселенцев. Они охраняли поселение от набегов кочевников.
Что из себя представляло население слободы? Это стало известно благодаря переписи 1710 года, которая была проведена по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича. Первая категория населения, названная в переписи «ружники». Ружники - это священнослужители, получавшие ругу, т.е. жалование от прихожан. Церкви в слободе не было, но была часовня. «Священника звали Марко Яковлев. Другие ружники - пономарь Ивашко Леонтьевъ сынъ Хыдыхинъ… и писчей дьячокъ Лёвка СтепановЪ, сын Возмиловъ" пришли вместе со слободчиком С.В.Возмиловым и живут в слободе с самого её основания.
Следующая категория - служилые люди. Небольшой гарнизон состоял из 7 беломестных казаков, пушкаря и воротника. Жили в слободе и пашенные крестьяне. Это люди, которые в поисках лучшей жизни уходили от помещиков. В наших краях крепостного права не было. Пашенные крестьяне распахивали землю, охотились, рыбачили, в лесах было много грибов и ягод. Места здесь были привольные, если бы не набеги кочевников. На этот случай имелись укрепления.
Описание Усть-Миасской слободы дано в книге "Топография Оренбургской губернии", автор которой Рычков П.И. Небольшой острожек находился внутри поселения. Вокруг острога жилые дома слободы, а их прикрывала ограда, забранная в столбы, т.е. заплот. 
Укреплённая Усть-Миасская слобода вошла в состав Исетской сторожевой линии. Столкновения с башкирами в Зауралье продолжались до конца 18 века.

Легенда реки Миасс 
«Сказывают люди, давно это было. Во времена те дальние грамотой люди не владели, математику не знали. Только палочки на камнях ставили, когда овец надо было отметить или в табуне скакун прибавлялся.
В местах не столь отдалённых, посреди долины, река текла. В её водах спокойных много рыбы водилось. А по берегам трава сочная росла, хорошие пастбища для скота были. Много птицы, зверья в тех лесах вдоль реки водилось.
Раз пришли сюда люди. Племя, знать, кочевое, башкирское. Глянул атаман окрест: видит, места богатые, красивые, зверья, птицы вдоволь. Долго жить можно. И порешили люди остаться на этом берегу реки. А как реку-то звать величать - никто не сказывал, да и не надо это им было.
И была дочь у атамана по имени Ассия. Уж очень любил её отец. Души в ней не чаял. Сироткой без матери росла. Померла мать от незнаемой болезни злой. Лицом-то девочка вся в мать вышла. Вот и жалел её отец, сильно баловал.
Бежали годы чередом своим. Росла Ассия. А как шестнадцатый годок минул, превратилась она в красавицу статную с косой длинной русой, с очами ясными. Нравом кроткая да послушная была.
Много женихов ей нашлось. Один перед другим хорохорился, всяк норовил понравиться дочке атамана. Да вот только сам атаман не спешил с дочкой расставаться. Уж больно сердцем прирос к ней.
А к тому времени на другом берегу реки люди появились. Тоже, слышь-ка, долго кочевали. А как в место это богатое попали, так и остаться порешили. Живут себе тихо, никому не мешают. Зверя, птицу, рыбу ловят, скот пасут.
Только не по нраву соседи атаману Батыю. Не захотел их сам признавать и другим не велел. 
А тут как на грех, у людей пришлых парень выискался. Ладный, красивый да на дело скорый. Мием звали. Видит Ассия: то рыбу ловит, то зверя тащит, то сеть плетёт, то стадо поит да всё песню какую-то хорошую поёт. Так негромко, но за душу трогает.
Не знал, видно, Мий, что девицу песня его заворожила. Долго ли, коротко ли, да заприметил парень, что девица красная к камню широкому часто ходит. А в месте том река-то узенькая делается.  Не то чтоб совсем ручеёк течёт, а так пошире будет. И видать друг друга хорошо, и песни ладно петь, и разговоры полюбовные вести.
Пришла весна, любовь им на беду принесла. Мается Мий, хочет Ассию замуж взять. Мается Ассия, не знает, как отцу о друге милом сказать.
А Батый и сам почуял, что дочь не с ним душой. Дрогнуло сердце его, как прознал он, к кому дочкино сердце приросло.
- Не бывать этому! - порешил он. Раз уж замуж хочет, так и отдам её за своего парня.
Уж шибко не нравились ему люди с другого берега. Жадный был, хотел, чтоб всё вокруг ему и его людям принадлежало. С тем и к дочери вышел, как та за дружка милого просить пришла. Ногами затопал, стал кричать, людей созывать, дочь стыдить за любовь её чистую.
Стали люди сбегаться и на том берегу. По воде-то, слышь ты, хорошо да далеко слышно. Мечется Мий на том берегу, хочет голубке своей пособить. Бежит Ассия  по берегу от отца, долой с глаз людских, от стыда горит.
Закипело сердце Батыя, совсем голову от ревности потерял. Как же! Ведь его, отца родного, ослушалась, за проходимца с берега просить пришла, а парней с берега этого всех отклонила. Видят люди: добежала девушка до берега другого, к реке лицом повернулась, руки к милому протянула.
- Мий! - кричит.
А парень тоже к этому месту подбежал, где крутизна начинается, встал лицом к девушке и зовёт:
- Ассия!
А людям слышится: «Ася! Ася!»
Видать, слишком близко к краешку стала девушка, а может, наклонилась сильно к воде, может, разум от горя помутился, только с криком "Ми…" рухнула Ассия в воду с обрыва.
«Асси…» - выдохнул парень на другом берегу и кинулся за ней в воду. То ли камни какие подводные были в том месте, то ли судьба их такая была, только не видали их люди больше.
Долго стояли люди на том и другом берегу и кричали:
- Мий! - неслось с одного берега.
- Ассия! - вторили с другого.
Так и пошло с тех пор название реки безымянной "Миас-сия". А со временем реку ту «Миасс» стали звать».
Экскурсия наша подошла к концу. Спасибо за внимание.  Спасибо, что решили совершить путешествие по древней усть-миасской земле.

Продолжение следует.

Источник: 
Ольга ЯХИНА. Фото автора.

Комментарии

и режиме работы территориальной избирательной комиссии Каргапольского района

Все новости рубрики Местное самоуправление