Шагали афганскими тропами

15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов

Сегодня гости редакции районной газеты «Сельская правда» –  воины-афганцы, побывавшие в самом пекле настоящей войны. Многим из них уже посеребрила головы седина, прожито полвека, а тогда, в Афгане, им было всего по восемнадцать лет…
Выросшие в СССР, воспитанные на патриотизме, на примере отцов и дедов, которые освобождали нашу Родину от фашизма в годы Великой Отечественной войны, как они, советские парни, могли не исполнить приказ высшего военного руководства, ослушаться и не выполнить воинский долг? Служба в армии для героев моего рассказа Геннадия Мацкевича, Сергея Попова и Виктора Никитина была делом чести, святая обязанность перед Отечеством. 
Геннадий Мацкевич, период прохождения военной службы с 29 октября 1982 г. по 20 июня 1984 г:
– Призвать в армию, как я полагал, меня должны были весной или осенью, так как родился я летом. После 10 класса учился в строительном техникуме, шла сессия, с ребятами отметили мой день рождения 9 июня, и тут такой «подарок» – повестка в Курганский советский военкомат. Пришёл на «комсомольский призыв», прошёл, как положено, всех специалистов и через месяц надел солдатскую форму, принял присягу. Сначала попал в команду артиллеристов, но, видимо, был недобор призывников в разведывательно-диверсионном подразделении, где готовили бойцов для отправки в Афганистан, и меня перераспределили. На призывной пункт приехал десантник, и спросил новобранцев: «Кто желает служить в ВДВ?». Вызвали из строя десять человек, девять шагнули, а я стою и думаю – выходить или нет. А товарищ, с которым познакомились на призывном пункте, оборачивается ко мне и спрашивает: «Что, боишься?». Я говорю: «Нет, не боюсь, просто как-то ответственно». После этого я тоже шагнул вперёд. И поехали мы в учебный центр в Лосвидо под г. Витебском (Белорусская ССР). Отец мой как раз из этих краёв, и я ему в дороге пишу письмо: «Батя, я еду служить в Белоруссию!» Когда приехали на место, всех новобранцев заставили написать письма домой, у меня  уже было готовое послание для родителей. Чуть позже от мамы и папы получил письмо, где они писали, что беспокоятся, заранее предполагали, куда меня отправят. Я не хотел им говорить правду о том, куда еду, но они всё равно узнали.
В октябре  нас привезли в Оршу, затем в Ташкент, там пересадили на военный самолёт и отправили в Кабул. Когда приземлились и я вышел из самолёта, меня удивила земля, покрытая пылью. Грунт  похож на цемент, совсем не такой, какой мы рассматривали и изучали на занятиях в строительном техникуме. Как оказалось, это был не цемент, а перегоревший от жары песок. Очутившись здесь, сразу ощутили на себе палящие солнечные лучи. На столбике термометра плюс 36 в тени.
Меня распределили в 357 полк в 7 роту охраны Министерства обороны ДРА. Незадолго до демобилизации направили на заставу недалеко от аэродрома. Там пришлось носить афганскую форму. Когда приезжал военачальник, нас переодевали в комбинезоны, надевали форму военного образца 1943 года. За время службы довелось испытать многое, и пули свистели у виска, сейчас рассказывать об этом  не хочется, в памяти стёрлись страшные эпизоды моей жизни там, в Афгане. Знаю, что в 18 лет страх не испытываешь, когда  выполняешь боевые задачи и стреляешь в душманов, осознание ситуации приходит позже. Я искренне рад, что Бог меня уберёг и сохранил мне жизнь.
Сергей Попов, период прохождения службы с 19 апреля 1987 г. по 17 ноября 1987 года:
– В 1985 году меня призвали в армию, служить мне пришлось в пограничных войсках. С нашего района в эту часть попали 20 курганцев, отправили новое пополнение на Дальний Восток в п. Прогресс в учебную часть школы сержантского состава. После учебы всех ребят «раскидали» по разным военным частям. Меня направили вначале на границу с Казахстаном, Китаем. Год отслужил, а затем, за семь месяцев до дембеля, меня неожиданно отправили в Афганистан. 
Начальник штаба собрал нас на строевую подготовку и объявил: «Парни, кто хочет поехать в Афганистан?». Пограничники прекрасно знали, что их может ждать на чужбине. Но отказаться мы не имели права, поехали служить. За две недели до отъезда в Афганистан прошли серьёзную боевую подготовку, научились стрелять из всех орудий, начиная с пистолета и до гранатомёта. После обучения нас направили в Афганистан. Наша застава стояла высоко в горах, до места добирались на вертолёте. В части передвигались на автомобилях «ЗИЛ». Перед нами стояла задача – обеспечить зачистку горного перевала, не допустить проезд караванов с наркотиками и боеприпасами. В Афгане я узнал, что такое настоящая дружба и взаимовыручка. Осознал всю ценность человеческой жизни. Но любая война – это боль, потери и смерть, которой иногда приходилось смотреть прямо в глаза…
В ноябре я вернулся домой. Родители не ждали меня в этот день, они даже не знали, где я служил, когда узнали, удивились.
Виктор Никитин, период прохождения военной службы с 27 октября 1981 года по 29 октября 1983 года:
– Можно сказать, что сразу после окончания школы я стал солдатом. В школьные годы посещал секцию по греко-римской борьбе, рос крепким юношей. В 1981 году планировал поступить в Курганский сельскохозяйственный институт, но мне не хватило баллов. Дома меня ждала повестка на призывную комиссию. Перед призывом прошёл обучение за Курганом в учебной части в Логовушке по прыжкам с парашютом. Имея такую подготовку и хорошие спортивные навыки, меня взяли в элитные войска ВДВ. Посчастливилось мне оказаться в учебной части в Витебске вместе с земляком из р.п. Каргаполья, однако, когда направили в Кабул (Афганистан), наши пути разошлись. Его направили в разведроту, а меня в отдалённый батальон в пустыню, где температура достигала плюс 50 в тени. Техника нагревалась так, что на броне БТР можно было жарить яйцо. 
Попал в 317 полк в 3 батальон ВДВ. Один батальон охранял Дворец дружбы, наш стоял отдельно в пустыне провинции Гильменд. В задачи советских разведчиков входило контролировать пустыни Регистан и Дашти-Марго, через которые караванами автомобилей или верблюдов из Пакистана переправлялось оружие и наркотики. В своем распоряжении бригада имела 32 боевых вертолета Ми-24 и 32 транспортных вертолета Ми-8. Выполняли спецзадания по обнаружению и захвату караванов с оружием. Приходилось принимать участие в поисково-засадных мероприятиях. Тяжелых ситуаций в боевой службе было немало, в одной из них меня контузило. Приходилось смотреть смерти в лицо и видеть смерть боевых товарищей. Когда демобилизовался и вернулся домой, мама меня встречала со слезами на глазах. Спустя несколько дней, по приезду в р.п. Каргаполье, меня вызвали в военкомат, как оказалось, по приятному поводу – мне пришла из военной части медаль «За отвагу».
Афганская война длилась с 1979 по 1989 годы, в ней погибло более 15 тыс. советских солдат, и нам  необходимо сохранить память о той войне…
Ольга ЯХИНА. Фото автора.

Комментарии

Встреча с жительницей села Чаши Раисой Серебренниковой

Все новости рубрики Люди земли Каргапольской